ОШИБКИ МЫШЛЕНИЯ

«Ум человека, уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривленном и обезображенном виде»

Ф. Бэкон

 

   Каждый из нас воспринимает мир через свои призмы и видит реальность по-своему. Эти призмы, по-научному схемы, начинают формироваться у нас с детского периода и развиваются в зависимости от жизненного опыта. Они состоят из убеждений – это выводы, которые мы делаем по отношению к миру, людям и себе. В дальнейшем мы начинаем жить этими концепциями, получаем новый опыт, который может либо закрепить их, либо подкорректировать и даже поменять.

Условно эти схемы можно разделить на 2 категории.

Полезные, которые помогают нам жить и адаптироваться к новым условиям и ситуациям.

Не полезные – мешают комфортно жить, вызывают необоснованные негативные переживания, эмоции, состояния и препятствуют адаптации к чему-то новому.

Не полезные, вредные схемы отличаются наличием так называемых ошибок мышления или установок. Установка – это тенденция воспринимать мир определенным образом. И несмотря на то, что эта установка приводит нас к негативному, она все равно продолжает воспроизводиться раз за разом.

Разберем наиболее часто встречающиеся установки!

 

Установка долженствования

Центральной идеей установки служит идея долга. Само слово «дол­жен» является в большинстве случаев языковой ловушкой. Смысл его означает — только так, и никак иначе, «на 100 %». Поэтому слово «дол­жен», «должны», «должно» и им подобные обозначают ситуацию, где отсутствует любая альтернатива. Но такое обозначение ситуации спра­ведливо лишь в очень редких, практически в исключительных случаях.

Например, адекватным будет высказывание: «Человек, если он хочет выжить, должен дышать воздухом», поскольку физическая альтернатива отсутствует.

Высказывание наподобие: «Ты должен явиться в условлен­ное место в 9:00» в реальности неточно, так как на самом деле скрывает за собой иные обозначения и объяснения. Например, «Я хочу, чтобы ты пришел к 9:00», «Тебе следует, если хочешь получить что-то нужное для себя, явиться к 9:00». Казалось бы, какая разница, как сказать или подумать? Но дело в том, что, думая так регулярно и давая установке долженствования «зеленый свет», мы неизбежно подводим себя к появлению стресса, острого или хронического.

Установка долженствования проявляет себя в трех сферах.

Первой составляющей служит установка долженствования в отноше­нии себя — то, что я должен другим. Наличие убеждения в том, что вы кому-то что-то должны, будет являться источником стресса каждый раз, когда что-либо будет вам напоминать об этом долге и что-либо одновре­менно будет мешать вам его исполнению. Обстоятельства часто складываются не в нашу пользу, поэтому исполнение этого «долга» при стечении неких неблагоприятных факторов становится проблематичным. Отсю­да — человек попадает в «сооруженную» им же ловушку: возможности «вернуть» долг нет, но и возможности «не вернуть» — тоже. Короче, пол­ный тупик, угрожающий к тому же глобальными неприятностями.

Вторая составляющая установки долженствования — долженствова­ние в отношении других. То есть речь идет о том, «что мне должны дру­гие люди: как они должны вести себя со мной, как говорить в моем присутствии, что делать». И это один из мощнейших источников стресса, потому что никогда и ни у кого в жизни за всю историю человечества не было такого окружения, чтобы оно всегда и во всем вело себя подобающе. Даже у авторитетных граждан, даже у верховных правителей и жрецов, даже у самых одиозных тиранов (а эта установка — одна из причин того, что они стали тиранами, причем одиозными) появлялись в поле видимо­сти люди, которые поступали не так, как они должны. И естественно, что когда мы видим человека, который поступает не так, как он якобы дол­жен по отношению к нам, то уровень психоэмоционального возмущения стремительно возрастает. Отсюда — стресс.

Третья составляющая установки долженствования — требования, предъявляемые к окружающему миру. Это то, что выступает в качестве пре­тензии к природе, погоде, экономической ситуации, правительству и т. п.

 

Установка катастрофизации

Эта установка характеризуется резким преувеличением негативного характера явления или ситуации. Отражает иррациональное убеждение, что в мире есть катастрофические события, оцениваемые так вне любой системы отсчета. Установка проявляет себя в высказываниях негативного характера, выраженных в самой крайней степени.

Например, «Ужасно остаться одному на старости лет», «Будет катастрофой начать панико­вать у всех на виду», «Лучше конец света, чем ляпнуть что-нибудь не то перед большим количеством людей».

В случае влияния установки катастрофизации событие, возможно не­приятное, оценивается как нечто неотвратимое, чудовищно и ужасающе разрушающее основные ценности человека. Разрушающее раз и навсег­да — бесповоротно. Происшедшее событие оценивается как вселенская катастрофа, и человек, оказавшийся в сфере влияния этого события, как бы не в силах повлиять и изменить что-либо в лучшую сторону.

Напри­мер, допустив ряд ошибок и ожидая неминуемых претензий со стороны руководства, некий сотрудник начинает вот такой внутренний монолог, о котором он даже может и не догадываться: «О ужас! Ну все, это ко­нец! Меня уволят! Это чудовищно! Что я буду делать? Это катастрофа!».

 Понятно, что, размышляя подобным образом, человек начинает создавать массу отрицательных эмоций и вслед за ними физический дис­комфорт. Но совершенно иррационально сознательно накручивать себя, угнетать и подавлять рассуждениями о происшедшем, относясь к нему как к вселенской катастрофе. Конечно, увольнение — это неприятно. Но катастрофа ли это? Нет. Или это нечто жизнеугрожающее, представляю­щее смертельную опасность? Тоже нет. Рационально ли уходить в траги­ческие переживания, вместо того чтобы искать пути выхода из сложив­шихся обстоятельств? 

 

Установка предсказания негативного будущего

Тенденция верить своим конкретным ожиданиям, как сформулиро­ванным вербально, так и в качестве мысленных образов. Становясь пророками, а вернее, псевдопророками, мы зачастую пред­сказываем себе неудачи, затем делаем все для их воплощения и в итоге их же и получаем.

Но на самом деле выглядит ли такое прогнозирова­ние разумным и рациональным?

Ясно, что нет. Потому что наше мне­ние о будущем не есть будущее. Это всего лишь гипотеза, которую, как и любое теоретическое предположение, необходимо проверять на истин­ность. И возможно это в некоторых случаях только эмпирическим путем (методом проб и ошибок). Разумеется, сомнения нужны для того, чтобы отыскать истину и не ошибиться. Но иногда, становясь на пути, они бло­кируют движение к достижению результата.

 

Установка оценочная

Эта установка проявляет себя в случае оценивания личности человека в целом, а не отдельных его черт, качеств, поступков и т. д. Оценивание иррационально, когда отдельный аспект человека отождествляется с характеристикой всей личности.

Как сказал Леонардо да Винчи, «критикуя, критикуй мнение, а не автора». Огульно критикуя человека, вешая на него ярлык «плохого», мы сами вычеркиваем его из своей жизни и теряем то ценное, чем он обладает, поскольку у любой медали есть обратная сторона.  Часто мы судим о человеке по его мелким недостаткам. Великие умы обсуждают идеи, средние обсуждают поступки, а малые людей.

Оценки других являются проекцией самого «судьи». Герман Гессе писал: «Ненавидя кого-то, ты ненавидишь в нем нечто такое, что есть в тебе самом. То чего нет в нас самих, нас не волнует».

Об этом аспекте нам напоминает выражение «Если хочешь узнать человека, не слушай, что о нем говорят другие, лучше послушай, что он говорит о других». В то же время оценочные суждения о других создают страх перед суждениями окружающих и повод не на жизнь, а на смерть биться за их оценки. Именно об этом выражение «Не судите, да не судимы будете».

Стать подлинным хозяином своей жизни можно, только взяв на себя ответственность за нее, не перекладывая ее на окружающих и не проецируя на них свои проблемы.

 

Установка максимализма

Данная установка характеризуется подбором для себя и/или других лиц высших из гипотетически возможных стандартов, даже если никто не в состоянии их достичь, и последующее использование их в качестве эталона для определения ценности действия, явления или личности.

Показательным является известное выражение: «Полюбить — так ко­ролеву, потерять — так миллион!»

Мышление характеризуется позицией «все или ничего!»

Крайней формой установки максимализма является установка перфекционизма (от лат. perfectioидеально, совершенно).

 

Установка дихотомического мышления

В дословном переводе на русский язык «дихотомия» означает «рассе­чение на две части». Дихотомическое мышление проявляется в тенденции размещать жизненный опыт в одну из двух противоположных категорий. Например, безупречный или несовершенный, безукоризненный или пре­зренный, святой или грешник.

Мышление под диктатом подобной установки можно охарактеризовать как черно-белое, отличающееся склонностью мыслить крайностями. Проис­ходит оценка понятий, которые в действительности располагаются на кон­тинууме, как антагонистов и в качестве взаимоисключающих вариантов.

Высказывание: «В этом мире ты или победитель, или проигравший» наглядно демонстрирует полярность излагаемых вариантов и их жест­кую конфронтацию.

 

Установка персонализации

Проявляет себя как склонность связывать события с собой, когда нет никаких оснований для такого вывода, интерпретировать явления в аспекте личных значений: «Все из-за меня», «Все на меня смотрят», «Наверняка эти двое сейчас оценивают меня», «Только я во всем виноват».

 

Установка сверхобобщения

Сверхобобщение относится к образцам выведения общего правила или вывода на основе одного или нескольких изолированных эпизодов. Воздействие данной установки приводит к категоричному суждению по единичному признаку (критерию, эпизоду) о всей совокупности. В результате возникает неоправданное обобщение на основании выборочной информации. Например, «Все мужики — свиньи»; «Если не получилось сразу, не получится никогда».

Формируется принцип — если нечто справедливо в одном случае, оно справедливо во всех других мало-мальски схожих случаях.

 

Установка чтения мыслей

Данная установка формирует тенденцию приписывать другим людям невысказанные вслух суждения, мнения и конкретные мысли. Угрюмый взгляд начальника может быть расценен тревожным подчиненным как мысли или даже созревшее решение о его увольнении. За этим может по­следовать бессонная ночь тягостных раздумий и решение: «Я не дам ему получить удовольствие от глумления надо мной — уволюсь по собственному желанию.» И наутро, в самом начале рабочего дня начальник, которого вчера мучили боли в желудке (с чем и был связан его суровый взгляд), силится понять, с чего бы вдруг его не самый худший работник так резко и с яв­ным раздражением хочет уволиться.

 

Установка антропоморфизма

Приписывание человеческих свойств и качеств объектам и явлениям живой и неживой природы.

Например, заядлые посетители залов игровых автоматов зачастую полагают, что автомат набрал достаточно жетонов и справедливо было бы поделиться, и в надежде на подобную человеческой справедливости тен­денцию машины просаживают все свои средства.


 

  Примерно вот таким образом эти ошибки мышления внедряются в наш разум и делают свое дело, создавая нам различные неприятности. Это работает автоматически. Но не стоит отчаиваться! Если вам удастся начать осознавать их в процессе возникновения, то есть прекрасная возможность это поменять или снизить их активность. Соответственно и состояние поменяется, а мир будет более радостным и доброжелательным!